Папарацци держали в страхе звезд по всему миру, но теперь знаменитости их не боятся.

Папарацци — профессия малопочтенная. Это слово сразу вызывает ассоциации с чем-то грязным, непристойным и даже криминальным. При этом долгие годы именно папарацци поставляли изданиям уникальные фотографии, облетавшие мир в считаные часы. «Лента.ру» решила выяснить, как зародилось это явление и есть ли у него будущее в современном мире.
В 2023 году случилось по меньшей мере два скандала с участием знаменитостей и папарацци. В мае принц Гарри и Меган Маркл заявили, что в Нью-Йорке их автомобиль два часа преследовали фотографы на шести машинах с затемненными стеклами. Водители якобы вели себя агрессивно и нарушали все правила дорожного движения.
Почти сразу появились подозрения, что младший сын Карла III с женой несколько сгустили краски. В полиции сказали, что не фиксировали никаких транспортных происшествий, а мэр Нью-Йорка Эрик Адамс усомнился, что в центре Манхэттена вообще возможна двухчасовая погоня с участием такого количества автомобилей.
19 октября 1960 года шведская актриса Анита Экберг каталась по ночным клубам Рима в компании с продюсером Гвидо Джамбартоломеи. За парой неотступно следовали четыре фотографа-фрилансера на мотоциклах. За год до этого она развелась с мужем, а потом снялась в культовой картине Федерико Феллини «Сладкая жизнь», поэтому репортаж о ее ночных развлечениях был лакомым кусочком для папарацци.
Любая справка об этой не слишком уважаемой профессии сообщит, что ее название произошло от фамилии Антонио Папараццо — персонажа из фильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь», вышедшего на экраны в 1960 году. В своих мемуарах великий режиссер называл его «человеком, который видит мир исключительно через объектив фотокамеры». Впрочем, и само название фильма отсылает к примечательному явлению итальянской реальности тех лет.
Оправившись от последствий Второй мировой, Италия в конце 1950-х была готова к экономическому буму. В немалой степени он стал возможен благодаря американским инвестициям, которые, помимо прочего, потекли и в киноиндустрию. Снимать фильмы на Апеннинах выходило намного дешевле, чем в США, и римская студия «Чинечитта» превратилась в своеобразный Голливуд на Тибре.
Рим стал Меккой творческой интеллигенции обоих континентов, а Виа Витторио-Венето, улица с многочисленными барами и ночными клубами, — центром той самой сладкой жизни, блеск и абсурд которой воспел Феллини. Ее неотъемлемой частью были грандиозные вечеринки с участием кинозвезд, где и родилось явление папарацци — фоторепортера, готового часами ждать у ресторана, бежать за автомобилем и тайно следить за звездой ради единственного снимка, который на следующий день украсит первую полосу.
Тот самый Марчелло Джеппетти родился в 1933 году в городке Риети, а в начале 1950-х уже занимался сомнительным и очень распространенным тогда в Риме ремеслом, представителей которого называли скаттини. Это можно перевести как «щелкачи» или «щелкающие». Такой фотограф делал моментальный снимок ничего не подозревавшего туриста у какой-нибудь достопримечательности Вечного города, а потом со свойственной итальянцам экспрессией набрасывался на него, пытаясь продать фото.
Благодаря буму киноиндустрии в Италии вчерашние скаттини быстро переключились на работу со звездами. Папарацци удовлетворяли важный запрос послевоенного общества. Во-первых, жители Европы, которые только-только пришли в себя после войны, нуждались в отблесках той самой сладкой жизни. Людям хотелось быть ближе к звездам, и наглые фотографы давали им такую возможность.